Я пообещал сам себе к 9-му мая получше узнать судьбу своих предков, которые участвовали во второй мировой. Вот они (те, чья судьба известна):
Никита Андрианович Алябьев, прадед по отцовской линии (отец бабушки), родом из Курской области. До войны – лесник / лесной объездчик, ему было за 40 лет в 1942-м.
Призван рядовым стрелком. Погиб у села Ржавец (Белгородская область, Россия), 1942 г, судя по всему в ходе первых контр-наступлений РККА (Курско-Обоянская операция).
Федор Павлович Филатов, прадед по отцовской линии (отец деда), родом из Курской области. До войны – счетовод в колхозе. Призван стрелком-красноармейцем. 1893 г.р., на начало войны ему было 48 лет. Погиб в 1944 г. на безымянной высоте 400м у д. Козичево Лиозненского р-на (Витебская область, Беларусь).
Тарас Семенович Бугаев, прадед по материнской линии, родом из Краснодарского края, прошел всю войну с 41-го по 45-й, попал в окружение (не плен), откуда в итоге выбрались, но за это попал в штрафбат, и по окончанию войны был сослан на шахты в Донбасс в трудовой лагерь. Бодрость духа не утратил – потом жил долго и счастливо с семьей в Яготине, в 70-80 лет гонял на велосипеде, курил, рубился в карты, пели песни под гитару. Всю жизнь держал на стене портрет Сталина.
Михаил Федорович Филатов, мой дед, 1928 г.р., на начало войны ему было 13 лет. Ближе к концу войны уже служил в Советской Армии. Артиллерист (расчетчик). Офицер (ст. лейтенант). Служил под командованием А.В. Чапаева (сына того самого) и потом Жукова (уже после войны).
К сегодняшнему дню я сделал мини-исследование про Никиту Андриановича, публикую его ниже. Также узнал больше информации про Филатова Федора Павловича, но нужно больше времени чтобы завершить исследование, это следующее по плану.
Никита Андрианович Алябьев
Отец бабушки по отцовской линии.
До войны – лесник / лесной объездчик. Со слов родственников “высокая должность, имел хороший дом, строение сохранилось”.
Год рождения неизвестен, в 1942 ему было где-то за 40.
Погиб на фронте (убит), 20 января 1942 г.
Архивная справка из военкомата:
Захоронен в братской могиле села Ржавец, это недалеко от Прохоровки. Эти данные я проверил по сайту http://www.obd-memorial.ru и выписка оттуда (ниже) подтверждает эту информацию, а также даёт имена еще двух бойцов, погибших в тот же день, видимо, в том же бою – это Артемик Александр Корнеевич, красноармеец, и Астахов Василий Иванович, лейтенант:
Другая справка, на этот раз из Прохоровского военкомата, от 1975 года, говорит о том, что будет установлена мемориальная плита.
Плиту и монумент действительно установили, я был там и видел имя прадеда.
Что известно – из письма брата моей бабушки, который беседовал с очевидцами событий из госпиталя с. Ржавец, куда привозили раненых и убитых:
“По рассказам старожилов, которые
в это время работали в госпитале, фронт
и бои шли за 7 км. от с. Ржавец, у села
Шахово, на опушке Щелоковского леса
на правом берегу р. Северский Донец.
Убитых и раненых на машинах приво-
зили в с. Ржавец, в госпиталь.
В госпитале с. Ржавца убитых хоронили
в братской могиле, а раненых отправ-
ляли дальше в тыл.
Хоронили убитых не раздевая, в
полном обмундировании.”
Также брат бабушки приводит описание мемориала и схему как добраться до него от Белгорода или Курска через Прохоровку.
Мне пока не удалось найти информации о конкретном бое возле Щелковского леса или села Ржавец.
Однако эти места, междуречье Донца, позже, в 1943, становятся гораздо более известными – самые известные события Курской дуги относятся к танковой битве, но было также и крупное окружение под Прохоровкой – в кольцо попал 48-й стрелковый корпус РККА, до 40 000 человек. Об этом можно прочитать тут http://rg.ru/2015/05/05/rodina-prohorovka.html и оттуда я взял следующую карту, тут хорошо видно что те же самые места – Шахово, Щолоково, лес и речка Донец, и село Ржавец – также играли стратегическое значение, и на вышеуказанном ресурсе пишут о применении на направлении Шахово, Ржавец, Авдеевка немцами 505-го батальона “тигров” генерала Брейта, 66 танков.
Насчет боя в 1942 г, в котором погиб мой прадед, таких исторических сведений нет, приходится довольствоваться общими данными по театру боевых действий на тот период.
Зима 1941 – 1942 это было переломное время – немцы еще стоят вплотную под Москвой, Ленинград в блокаде и каждый день там умирает от голода по 3 000 человек.
В то же время, тогда становится понятно, что “Блицкриг” не получился. Гитлеровцы завязли. Логично что советское командование пользуется ситуацией и начинает оказывать давление, пытаясь переломить ход войны.
Думаю что последний бой Никиты Андриановича был одним из боев так называемой “Курско-Обоянской операции”: https://ru.wikipedia.org/wiki/Курско-Обоянская_операция.
Приведу цитаты:
“Советским войскам на курско-обоянском направлении противостояли войска левого крыла 6-й немецкой армии (командующий генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау, с 5 января 1942 — генерал танковых войск Фридрих Паулюс (29 армейский корпус) и правого фланга 2-й немецкой армии генерал-полковника Максимилиана фон Вейхса (48 моторизованный корпус). Ими была создана усиленная система обороны, основанная на создании в населенных пунктах и на господствующих высотках мощных узлов обороны с полностью простреливаемыми промежутками между ними.”
“В целом в ходе операции советские войска не достигли поставленных целей, несмотря на упорные атаки и героизм личного состава. В полосе наступления 40-й армии линия фронта к концу операции была отодвинута от 15 до 35 километров на северо-запад, в полосе 21-й армии осталась примерно там же, где была в начале операции.
Потери советских войск составили в период с 2 по 26 января 1942 года — 10 586 человек безвозвратных потерь, 19 996 человек санитарных потерь[2].
Причины неудачи характерны для всех прочих наступательных операций советских войск зимой 1941—1942 годов: неправильное планирование наступление (немецкую оборону самостоятельно прорывали не только каждая армия, но и каждая участвующая в наступлении дивизия), крайне малый срок на подготовку, отсутствие превосходства над противником, отсутствие ударных танковых соединений, острый недостаток артиллерии, неграмотные тактические действия (постоянные атаки одних и тех же рубежей и населенных пунктов на одних направлениях с большими потерями). Обстановка усугублялась холодной зимой с высоким снежным покровом.“
«Главное заключалось в том, что нарушался принцип последовательного сосредоточения сил: трем армиям[3], которые по составу едва равнялись стрелковым корпусам без средств усиления, были поставлены задачи одновременно овладеть Курском, Обоянью, Белгородом — и это при существенном превосходстве противника, наличии у него организованной обороны, системы артиллерийского огня и, наконец, при самых неблагоприятных условиях погоды».
— Иванов С. П. Штаб армейский, штаб фронтовой. М., 1990. С. 197.”
“В советское время данная операция не исследовалась и практически не упоминалась.”
Что тут можно сказать – да, видимо так оно и было – наверняка бои, в которых участвовал мой прадед Никита Андрианович, были спланированы не идеально, и уж точно не обеспечены. Может еще месяц на подготовку, дать немцам наесться русской зимы до отвала и начать уже в феврале 1942-го, сфокусированными ударами освобождая Белгород, Курск, Обоянь по отдельности, тот же Харьков пока не трогать, а отрезать от обеспечения и потом после освобождения сил с Курска и Белгорода бахнуть двумя фронтами одновременно, глядишь можно было избежать сотен тысяч потерь. Вместо слабого эффекта курско-обоянской и провала харьковской операции, была бы успешная “Курско-Харьковская серия освободительных операций”. Не было бы прорыва немцев на Кавказ и до Сталинграда, всё было бы по-другому и война могла бы вполне закончиться на год-полтора раньше.
Но это авторам википедии и мне сейчас удобно умничать c дивана. 1941-42 это было не сравнимое ни с чем, тяжелейшее, непонятное, переломное время. Немец реально стоял под Москвой и несколько мотоциклистов даже заехали прямо в город. В Ленинграде люди умирали от голода. По всей стране была разруха и страдание – бомбежки, эвакуация, голод, холод. До сих пор фашисты успешно наступали, победа была не то что не очевидна, а пожалуй и маловероятна. Мораль низкая. В том же 42-м, кстати, генерал Власов перешел на сторону немцев.
В свете этого “В полосе наступления 40-й армии линия фронта к концу операции была отодвинута от 15 до 35 километров на северо-запад, в полосе 21-й армии осталась примерно там же, где была в начале операции.” мне видится под другим углом. Отодвинута на целых 15-35 километров. Не отступали, а наступали. Отдельными дивизиями, неорганизованно, без танков и артиллерии, вгрызались в оборону, выстроенную по науке фон Рейхенау, Паулюсами и Вейхсами. Неэффективно, с огромными потерями. Но давали фашистам по щам. Именно там и тогда начал рушиться план Барбаросса. Никита Андрианович заплатил за это своей жизнью. Спасибо тебе, прадед. Низкий поклон.